Александр Гнездилов (gnezdilov_alex) wrote,
Александр Гнездилов
gnezdilov_alex

Японская программа и лучший вид театра: мне бы хотелось, чтобы Вы это прочли

Из Шендеровича:
- Какова тема Вашей диссертации?
Японец (кланяясь): - Ранний Блок.
- А кому в Японии интересен ранний Блок?
Японец (подумав, кланяясь): - Мне.

Вот это очень ценно...
Поэтому я позволю себе роскошь поговорить (точнее, написать) о японской программе прошедшего Чеховского Фестиваля.

На этот раз нам не демонстрировали традиционные театры Кабуки и Но.
Были показаны три спектакля.
Три способа существования театра, направления поисков в нем.
"Японский Мейерхольд" - Тадаси Судзуки.
Театр абсурда - Минору Бэцуяку.
И труппа "Ноизм" молодого режиссера-хореографа Дзе Канамори, ученика Мориса Бежара, существующая на севере Японии в малонаселенной провинции Риигата.

"Места и воспоминания" оставили ощущения безмерной вторичности.
Когда я смотрел эту пьесу Минору Бэцуяку, очень известного японского драматурга, меня не покидало ощущение "дежа вю", чего-то очень предрешенного, много раз виденного, до боли знакомого.
Я понимал, что вся история, происходящая в некоей пустыне на заброшенной автобусной остановке, не существует сама по себе.
В персонажах не было своей жизни - такой театр марионеток, покорных воле автора. Исключением был лишь исполнитель главной роли - видимо очень распространенный в Японии тип корпоративного клерка, зажатого условностями, ведомого ими, который становится игрушкой в руках странных полусумасшедших людей-полупризраков. Его живые реакции "человека из зала", попавшего в непонятный ему мир, и стали для меня единственным развлечением на этом спектакле-троечнике.

После "Сирано де Бержерака", который шел в постановке Судзуки на Чеховском фестивале 2003 года - я относился к этому режиссеру с очень большим скепсисом и в 2005 году даже не пошел на его "Иванова".
Однако сейчас все прошло очень даже неплохо.
Буддистские тексты в исполнении монахов позволили приятно расслабиться в первом действии "Идущих и уходящих", а старый спектакль Судзуки "Дионис" по древнегреческой трагедии оказался не слишком динамичным, но интригующим, точно отвечающим тому, что у меня возникает при слове "японский театр".
Мое мнение о Судзуки было во многом улучшено, а сам спектакль я оценил на 4 балла.
Но тут же, как бы умаляя все написанное ранее, замечу: главное впечатление вечера - приезд на спектакль Юрия Любимова и его комментарий увиденного. В следующем сезоне Судзуки должен ставить в театре на Таганке. Кстати: в конце спектакля Любимов аплодировал.
Обычно люди, работающие в театрах, до этого не "снисходят".
Вообще Юрий Петрович показал меру такта в отношении к работе коллеги.

Ну и теперь о Дзе Канамори.
Скажу сразу: для меня - это лучший спектакль всего фестиваля, 5+.
Лучше Лепажа?!
Лучше Лепажа!
Чем лучше?
Динамикой. Ни секунды ты не скучаешь.
Скорость действия ровно такова, чтобы улавливать смысл происходящего в танце, но очень быстро следовать за ним.
Энергетика действа ощущалась буквально. Переходя от балета к современному танцу, оттуда к единоборствам и снова к балету - 5 парней и 5 девушек отчаянно тратились. Стук голых пяток по деревянному полу вбивал в зрителя заряды их энергии. 
Я сидел в первом ряду и видел их вплотную, в какую-то секунду я увидел глаза одного из актеров - он не только телом, как в других танцевальных спектаклях, но и лицом, глазами - отражал свое намерение в данный момент.
Он не был танцовщик - он был актер.
5 очень непохожих друг на друга парней и 5 очень похожих девушек (которых я тем не менее отличал), показывали борьбу мужского и женского начала. Они были выразительны в этом и не понимая, при чем тут "Чайка" Чехова (ставшая первоимпульсом для создания спектакля), я ясно понимал, что происходит на площадке и куда движется действие.
Плавные переходы ритмов были необыкновенно заразительны, в них хотелось участвовать, двигаться в общей игре.

Я уверен - это театр, за которым будущее.
Театр, выражающий сверхзадачу, подробный, мотивированный - отсюда выразительный и напряженный.
И одновременно очень синтетический, соединяющий в себе разные жанры.
Ясная, но взволнованная мысль, которую доносишь широким спектром средств и жанров.
Лучше этого - для меня ничего быть не может.

 





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments