Александр Гнездилов (gnezdilov_alex) wrote,
Александр Гнездилов
gnezdilov_alex

Моя предвыборная статья из газеты "Московского ЯБЛОКА" с программой действий в сфере культуры

Бюджетная падчерица
почему правительство не хочет давать деньги на культуру


Сегодня сферу культуры и людей, занятых в ней смело можно назвать «бедными родственниками».
По признанию министра культуры Соколова, в бюджете следующего года финансирование культуры составляет 0,9% от общих расходов. Почему, несмотря на пресловутые сырьевые деньги, Президент и Правительство держат культуру «в черном теле»?


Ведь в наши дни, в период «бурного экономического роста», о котором говорится так много, библиотекари, музейные и архивные работники получают крайне низкие зарплаты.
В стране разрушаются или приспосабливаются под коммерческие нужды архитектурные памятники. Под угрозой находится знаменитый дом Мельникова на Арбате, десятки старинных дворянских усадеб.
Подъем российского кинематографа последних лет никак не отразился на политике Союза кинематографистов под руководством Никиты Михалкова.
Из Киноцентра выселили Музей кино, который был не только хранителем уникального архива, но и организатором бесплатных сеансов для кинолюбителей, прежде всего молодежи. Музей кино выселили, потому что черно-белая классика не приносила такого дохода, как голливудские и отечественные леталки и стрелялки. Под угрозой закрытия оказался журнал «Искусство кино» - ведь он не приносит прибыли, редакция не размещает в нем проплаченные комплименты тому или иному фильму, предпочитая многостраничные аналитические дискуссии и рецензии. Под угрозой в какой-то момент оказался даже Дом ветеранов кино, на месте которого собирались построить что-то элитное.
Общим местом стало говорить и о тех нищенских зарплатах, которые получают в театрах актеры и режиссеры. Сколько раз уже мы слышим о случаях, когда, тяжело заболев, самые известные актеры остаются без средств к существованию.

Все это хорошо известно. Я не открываю никаких новых фактов.
Все это можно назвать банальностью.
Но почему все это остается так, как есть?
Почему в трехлетнем бюджетном плане Правительство открыто третирует культуру, сокращая расходы на нее до смешного?

Может быть, потому, что культура не имеет хороших лоббистов в Правительстве?
Да, это, конечно же, правда. Министр культуры Соколов – слабый и неэффективный министр, который может называть «порнографией» современное искусство, но не в состоянии добиться достойного финансирования своей отрасли. Этот министр даже не смог контролировать ход театральной реформы, которая находится в ведении Министерства экономического развития (!).

Но дело не только в том, что у культуры нет министра-защитника.

Здесь нужно вспомнить о последнем громком скандале, связанном с культурой.
Никита Михалков, Зураб Церетели и еще двое его коллег по Академии художеств (Салахов и Чаркин) опубликовали 20 октября в «Российской газете» письмо к президенту Путину. В нем от имени «всех, кто работает в сфере культуры», они призвали Путина остаться на третий срок. Обоснование: «мудрая государственная политика» нынешнего президента и его «огромные достижения во всех сферах жизни России», в т.ч. «процветание» в сфере культуры.
Того, что это письмо вызовет такую мощную реакцию в обществе, не ожидал, по-моему, никто.
Появилось альтернативное обращение к Путину, которое подписали несколько десятков человек, среди которых Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Александр Гельман. Писатели, актеры, люди других творческих профессий призвали Путина не нарушать Конституцию и уйти в 2008 году в отставку.
Возмущение вызвала не только интонация письма Михалкова и Церетели, отдающая, по словам лауреата Госпремий актера Девотченко, «холопством».
Интеллигенция возразила против присвоения несколькими людьми права говорить от имени всей российской культуры.
Едва ли не впервые – громче и жестче всех высказалась молодежь. В течении двух дней после «письма четырех» на имя редактора «Российской газеты» было направлено 80 открытых писем молодых людей – поэтов, художников и т.д., которые требовали опровержения слов о единодушном желании деятелей искусства видеть Путина на посту президента и дальше. Я горжусь тем, что среди этих писем есть и мое обращение.
Через несколько дней Михалков с разгромным счетом проиграл в программе «К барьеру» писателю Ерофееву. Идея бессрочного правления Путина встретила отпор и несогласие не только среди людей искусства, но и во всех слоях общества.

Вот это, почти забытое, но вдруг ясно вернувшееся достоинство людей литературы, театра, изобразительного искусства – и есть одна из главных причин нелюбви власти к российской культуре.
Люди искусства, как любит выражаться Путин, «кусают руку, которая их кормит».
Нынешняя власть хочет бюджетным финансированием покупать покорность и молчание. Раздача денег населению начинается аккурат перед выборами и заканчивается сразу после них.
А какой смысл финансировать деятелей культуры, если у них все равно есть свое собственное мнение, чувство достоинства и стремление к свободе.
Зачем финансировать тех, кто учит людей думать.
Депутат Мосгордумы от «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин, выступая на вечере «Культура без границ», поставил нашей власти очень ясный и жесткий диагноз: «Интеллект – для нее подозрителен и опасен. Культура – это ее враг».
И в самом деле, ведь власть вербует свою группу поддержки именно там, где нет кинотеатров и театров, куда доходит мало книг и журналов.
Зачем же ей заниматься просвещением общества, гораздо правильнее погрузить его во тьму, откуда как на афише фильма «12» выглядывает Михалков со товарищи.
Дашь денег Михалкову, Церетели и иже с ними – и можешь быть в них уверен. В нужный момент они и напишут и подпишут что надо. Вступят в правильную партию, пнут заключенного Ходорковского, снимут льстивый фильм к юбилею.
А все остальное в культуре – опасно: если знакомить народ с искусством других стран, не поверят люди, что за границей наши враги. Если сделать канал «Культура» общероссийским и круглосуточным – не будут верить лживым новостям и голосовать за партию чиновников и олигархов.

Поэтому пусть в России все будет. Но – для элиты.
Замечательный «Театральный фестиваль имени Чехова», где самые дешевые билеты на балкон по 250 рублей.
Цирковое шоу великого клоуна Полунина: билеты от 2 000 рублей.
Фильмы лучших режиссеров планеты – в маленьких кинозалах с соответствующими ценами и без афиш по всей Москве.
Книги лучших писателей, стоимостью несколько сот рублей – чтобы не позволяли себе читать лишнее пенсионеры, учителя и врачи.
Культура и искусство все более становятся элитным удовольствием, недоступным для всех. Это и есть культурная политика в современной России.
По сути нас ведут в девятнадцатый век, когда книги и журналы имели тираж несколько тысяч экземпляров, а каждый их читатель был известен жандармам графа Бенкендорфа.
Власть требует от массовой культуры развлекать народ глупым юмором, сериалами про бандитов и мыльными операми или пропагандировать государство через выхолощенные, неискренние фильмы, искажающие нашу жизнь и историю вплоть до восхваления сталинизма.
Власть, у которой в запасе недвижимость за границей, не думает о последствиях.
Она не думает, что обилие военщины и криминала на экране ведет к росту агрессии в обществе, появлению молодежных экстремистских группировок, ни на чем не основанного национального чванства в среде молодежи.
Нас, молодежь, отучают думать, стремиться к свободе, к ответственности за свою судьбу и за свои решения. Страна глупеет и не найдет себе ни счастья, ни успеха…
«Печально я гляжу на наше поколенье:
Его грядущее и пусто и темно…»

Как с этим можно справиться? Как помочь культуре в России?
Ведь культура – не индустрия развлечений и не пропагандистский рупор.
Культура – ресурс национального развития. Страна, которая вкладывает деньги в культуру – вкладывает деньги в гражданский мир, в снижение преступности, в поколения людей, которые ориентируются в мире, действуют нравственно и принесут пользу себе и стране. Культура стимулирует развитие науки (поэтому в СССР так много уделялось внимания искусству в закрытых городах ученых), определяет политическую и предпринимательскую этику в стране.

В последнее время партия «ЯБЛОКО» добилась в Москве определенных подвижек в области культуры и искусства.
По инициативе депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича в 2007 году в Москве прошла Всемирная биеннале поэтов. Свои стихи в Москве представили лучшие поэты из многих стран мира. Особое место заняли встречи поэтов с молодежью и подростками. Эта масштабная акция – одна из немногих попыток остановить падение читательского интереса, вернуть в дома людей литературу.
В 2007 году была реализована еще одна инициатива Евгения Бунимовича – «Ночь в музее». Ведущие столичные музеи продлили время своей работы до 23 часов, вход в них на один день стал бесплатным, для посетителей были организованы интересные экскурсии. «Ночь в музее» значительно увеличила число посетителей московских музеев, большей частью в музеи пришла молодежь, в следующем году эта акция повторится в расширенном масштабе.
Успешность таких акций – еще одно свидетельство необходимости культуры в обществе.
Автор этих строк, как член Молодежной палаты при Мосгордуме, внес несколько своих идей при обсуждении программы «Культура Москвы 2008-2010», которые были поддержаны исполнительной властью.
Среди них:
поэтапное повышение в ближайшие три года зарплат работникам культуры в городе Москве
создание новых обьектов культуры на окраинах города, чтобы жителям далеких от центра районов не приходилось тратить 2 часа на путь до ближайшего театра или музея
создание открытых для молодежи сценических площадок, на которых будет возможность реализовать свои творческие идеи
поддержка и развитие детского и молодежного творчества через увеличение финансирования домов культуры и создание системы творческих конкурсов с поддержкой победителей.

Молодежная палата при Мосгордуме – это всего лишь экспертный совет и выдвинув свои идеи, я не могу проконтролировать их исполнение.
Однако я уверен, что если эти решения станут реальностью – ситуация изменится и люди в сфере культуры почувствуют себя востребованными и необходимыми.

Если я стану депутатом Государственной Думы, я буду настаивать:
- на увеличении расходов на культуру как минимум в два раза
- на увеличении зарплат работникам сферы культуры как минимум до 70% от средней зарплаты в стране (по трехлетнему бюджетному плану Правительства в 2010 г. она составит 39% от средней зарплаты в России)
- на передаче театральной реформы под контроль Министерства культуры и Федерального агенства по культуре и кинематографии
- на развитии различных форм организации театров: репертуарной, проектной и т.д.
- на совершенствовании системы поддержки театральной молодежи и укреплении ее позиций в репертуарном театре
- на реализации идеи О.П. Табакова о предоставлении молодым режиссерам рабочих мест в крупнейших театрах страны
- на государственной поддержке некоммерческого авторского кино
- на государственной поддержке просветительских изданий об искусстве
- на передаче телеканалу «Культура» второго канала ТВ с целью его превращения в национальное просветительское телевидение
- на повышении зарплат работникам домов детского и юношеского творчества
- на снижении стоимости книг за счет снижения НДС на издательскую продукцию
- на создании эффективной системы пополнения библиотечных фондов новыми книгами
- на дополнительном финансировании для учреждений культуры, активно работающих с молодежью и предоставляющих рабочие места выпускникам творческих вузов
- на корректировке законодательства об авторских правах, чтобы надежно защитить от плагиата и «пиратства» творчество писателей, режиссеров, актеров, художников
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment