Александр Гнездилов (gnezdilov_alex) wrote,
Александр Гнездилов
gnezdilov_alex

Categories:

"Чайка" Константина Богомолова в Табакерке

Я очень благодарен Константину Богомолову, что смог попасть на этот спектакль.

При этом свою благодарность я проявлю тем, что напишу о своих впечатлениях честно и без прикрас.

Я думаю, что такой "Чайки" в Москве не было. Я думаю, большая удача для театральной Москвы и вообще Москвы, что она теперь есть.

Но безусловной и полной удачей режиссера Богомолова - я не могу этот спектакль назвать в отличие от гениальной с моей точки зрения "Турандот".

Есть такой способ ругаться на режиссера - сказать, что он не разбирает автора, а использует его текст для рассказывания какой-то другой истории.
Во-первых, я не уверен, что это в полной мере так с этой "Чайкой", потому что костяк сюжета остался чеховским.
А во-вторых, я вообще не считаю, что это плохо. Я люблю такой театр, когда он удается. И Богомолову в "Чайке" это безусловно удалось.
Примерно 70% спектакля наполнены его фантазией, юмором, неожиданными ходами и это очень здорово. Ход замечательный и очень интересный, но периодически в ткани этого решения возникают прорехи, в которых мы видим привычного Чехова. И это скучно.
То есть, "еще не все дорешено", режиссерским решением не весь текст освоен.

Здесь хочу повторить известный парадокс о том, что Чехов очень плохой драматург, потому что его пьесы могут хорошо поставить только гениальные режиссеры.
Скука и тоска - почти обязательные спутники лично у меня на Чехове. И это тем поразительнее, что я прекрасно понимаю текст и он во многом про меня и мой социальный слой. Ощущение соотнесения текста с собой есть, а скука никуда не девается!
Редкое и восхитительное исключение - "Вишневый сад" Леонида Хейфеца в театре Моссовета, поставленный в 2000 году. Вот традиционный Чехов абсолютно, но было интересно и не скучно.
Волчек как-то рассказывала: приходят на репетицию Чехова современные женщины, разговаривают о семьях, нарядах, поездках за рубеж - говорят интересно, говорят современными голосами и интонациями. Открыли Чехова - и откуда что взялось! Море штампов! Чеховское пение!

Особенно это касается последних актов у Чехова, от которых сильное ощущение послесловия. Сцену Треплева и Заречной в конце той же "Чайки" трудно воспринимать иначе как отвратительную пытку.
Отвратительная, омерзительная драматургия. Преодолеть это нытье в Чехове невероятно трудно.
Юрий Владимирович Иоффе владеет таким умением и оно заключается в том, что ему Чехов не интересен. Он разбирает его со студентами без всяких штампов - сухо, жестко, прозаично, конкретно, осязаемо, грубо, нанизывая ту же сцену Треплева и Заречной на шампур действия.

Константин Богомолов в "Чайке" смог это сделать в очень многих сценах, сделать с юмором ("Чайка" - комедия! впервые это настолько так!), с фантазией, очень внятно. Но не везде. 90% сцены Треплева и Заречной в 4-м акте - увы.
Я могу чего-то не видеть, но я не вижу, почему в этом спектакле эту сцену не играть раза в три быстрее. Я не увидел, кроме чеховской традиции, аргументов играть эту сцену так медленно, не уловил ее значения в постановке. А уж кто в этом виноват - я слепец и дурак, или театр - это уж трудно сказать.
И еще в ряде мест, когда режиссерский ход как бы иссякает.

И все же, и все же!
Это невероятно важный спектакль! Его трудно назвать безусловной удачей, но назвать полуудачей - еще труднее, а неудачей - невозможно.
Повторюсь, 70% спектакля сделаны очень хорошо, когда не знаешь, что будет дальше, даже зная пьесу наизусть.

Эти 70% неравномерно распределены по актерам и актам.
Лучше всего имхо (то есть там больше Богомолова) 3-й акт, потом 1-й, потом 2-й, потом 4-й (АПД: хотелось антракт после 2-го, а не 3-го акта). Хочется больше, больше кутерьмы этих коммунальных обедов, в этом дереве с трудом доставаемых столов и шкафов ("Это какое дерево?" - браво!) , этих 3-62 и пр.

Актеры... Великолепная Маша Яны Сексте, становящаяся камертоном спектакля. На втором месте для меня - прекрасный Сорин Сергея Сосновского.
Остальные хороши в ударных местах. 2-й и 3-й акт - Тригорин Константина Хабенского. Сцена с Тригориным в конце 3-го акта - Аркадина Марины Зудиной, лучшее из виденных мной 10-15 "Чаек" решение этой невероятно сложной сцены, очень смело сыгранное актрисой. Хорошие Медведенко, Шамраев, Полина Андреевна. Треплев Павла Ворожцова местами очень хорошо - когда мне казалось, что я понимаю решение. Заречная - ну нормально, порой неплохо. Олег Табаков в роли Олега Табакова то бишь Дорна, нет претензий, хотя нет и особых восторгов, все как должно быть. Он вообще отдельно от всех, все играют "Чайку" Богомолова, а он играет то же, что всегда.
АПД: еще прекрасно, что актеры почти никогда не играют плохо. Не в ударных местах они просто уходят в тень, но почти (кроме юной Заречной) никогда не раздражают.

Но главное - блестящий замысел режиссера. Крысиные мордочки совков со сцены (Лариса Ломакина сделала очень точную декорацию) смотрят на такие же мордочки половины зала.
Для меня попадание спектакля в зал свершилось, когда я услышал, как некоторые люди в зале (и их было не два и не три человека) подпевают "Пальма де Мальорке" и всему остальному. И понимающие кивки мужчин песенке про пол-литра!
Ооо, это не описать!
Музыкальное решение накрепко связывает огромную часть зрителей с персонажами пьесы!
Фаустаса Латенаса я правда особо не заметил, в отличие от "Турандот", но какой подбор!!!

И позиция режиссера выявлена предельно ясно, еще с появлением от лица Сорина песни Зыкиной.
И она жесткая, полемичная, безжалостная. Один Окуджава чего стоит. Интеллигент Окуджава как маскировка похоти и абсолютно плотских желаний - это прекрасно.

И как играет новыми красками во многих местах текст! Как люди за железным занавесом слушают на кухне про Геную!

И вот про что это? Зачем Богомолов в "Чайке", а Серебренников в "Лесе" (не мог не вспомнить этот спектакль!) так воюют с совком???
Очень просто. Этот совок - нынешнее путинское большинство. Отъелись, выехали за границу и всем довольны. Слушают Стаса Михайлова, а м.б. Погудина, смотрят Михалкова вместо Бондарчука, а м.б. Звягинцева вместо Тарковского.
Верхняя Вольта с ядерными ракетами и Единая Гвинея - преемственность, повторение!
И вот от этой реставрации социального мещанства и политической диктатуры, пошлости, безнадежной отсталости, безнравственности, спрятанной под ханжество, псевдо-мораль - и возникает радикализм отречения. Поэтому вместе с водой выплескивают даже и Окуджаву.

Я считаю невероятно важным такой театр, говорящий о действительно значимых вещах, о нашем обществе, о нашей стране.
Очень хорошо, что он есть, спасибо всем создателям спектакля!
Tags: искусство, культура, общество, политика, режиссура, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments