Интеллигенция же, протестное движение, в противовес обывательскому большинству действует на основе принципов и идеалов, ценностей свободы, равенства перед законом, прав человека, демократии и т.д. Её выбор определяется горными высотами духа. Таково устоявшееся представление многих, и в первую очередь – самих себя к интеллигенции и относящих.
Любопытно, однако, что не менее правдоподобной выглядит в настоящее время и прямо противоположная картина мира.
Обывательское большинство не питает никаких иллюзий в отношении власти и прекрасно понимает, что голосует за уменьшение социальных гарантий, рост цен на жилье и транспорт, закрытие социальных объектов в сельской местности, неясную и подозрительную пенсионную реформу, вопрос об отмене материнского капитала и бюджетную экономию на развитии страны, образовании и культуре.
Но голосует, голосует исключительно за имидж сильного государства, максимально неограниченный суверенитет, непрерывный рост расходов на силовые структуры и армию, слияние церкви и государства, активное вмешательство политиков в личную жизнь граждан, внешнюю политику, основанную на дружбе с диктаторами и вражду с США и Европой.
Конечно, это выбор имиджевый, но выбор и идеологический. Массовый избиратель скорее откажется от улучшения качества медицины, но не поддержит сторонников возвращения России на естественный для нее европейский путь развития.
То есть, на словах-то он, быть может, и за улучшения в социалке. Но на практике, голосом своим – он поддерживал и поддерживает команду Путина в составе Голиковой, Фурсенко, Шувалова, Кудрина, Зурабова, Ливанова и других.
Он голосует за устои, привычку, традиции. Консервация привычных общественных отношений и представлений важнее, чем реальное развитие. Важнее не отменить призыв, создав взамен высокооплачиваемую и способную эффективно современные задачи армию, а сберечь традиционное представление о мужественности и номинальную цифру численности вооруженных сил, радующую душу.
Этот выбор во многом мифологический, но в этой мифологичности глубоко идеалистичный и идеологичный, лишенный всякой прагматики, ценностный и принципиальный.
Интеллигенция, в значительной своей части, наоборот, доказывает сегодня свою способность менять точку зрения по принципиальным вопросам в зависимости от потребностей момента (реальных или навязанных пропагандой в авторитетных для интеллигенции СМИ и соцсетях – вопрос отдельный).
Отсюда, кстати, и использование различных рейтингов и данных опросов общественного мнения как технологии в политической борьбе, позволяющей без труда управлять человеком, боящимся, что голос «пропадет», и желающим ставить на победителя.
Вот этот страх не угадать, подсознательная готовность присоединиться к чужому, а не настоять на своем ведет к полной потере какой-либо политической ориентации и самым фантастическим перевертышам со стороны многих в нашей просвещенной публике.
Продолжение: http://smartpowerjournal.ru/ideals-and-pragmatics/